Yangiliklar

Партнерство с родителями в контексте инклюзивного образования (методическая рекомендация)

Роль родителей в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями

Ближайшей средой, в которой поведение ребёнка начинает социализироваться является семья. В семье закладывается фундамент и формируется будущая личность, таким образом, на родителей возложена большая ответственность по воспитанию детей. Родители – это те ближайшие люди, на примере которых ребенок начинает социализироваться. Родители, глубоко осознавая, что ребёнок в будущем должен стать членом общества, гражданином своей страны, должны проводить воспитание в этом направлении. В семье ребенка окружают близкие его люди, которые понимают и принимают его таким, каким он есть, больным или здоровым, послушным или непокорным или грубым.

В семье, где рождается ребенок с патологией часто для него и родителей это всего лишь начало сложного и длительного процесса восприятия и адаптации. Семья, в которой воспитывается один или несколько детей с ограниченными возможностями, сталкивается с множеством проблем. Переживания родителей по отношению к указанному факту делятся на шесть этапов: 1. Шок 2. Отрицание; 3. Вина и ярость; 4. Стыд; 5. Депрессия; 6. Принятие.

Часто в семье родители не могут создать условия для полноценного развития детей с ограниченным возможностями, надо также отметить, что семьи находятся под влиянием факторов риска (алкоголизм, социально-экономический и др.). Конечно, эти факторы могут обусловливать проблемы с развитием ребенка в семье и дезадаптации.

Родители должны содействовать активной повседневной жизни ребенка. Ребёнок должен учиться не только самообслуживанию, но и привыкать к определенным обязанностям (накрыть стол, убрать посуду). Некоторые родители, боясь, что ребёнок разобьёт посуду или неправильно наденет одежду, не дают ему возможность самостоятельно исполнять задания.

Самостоятельное исполнение заданий способствует усилению уверенности в собственных силах, проявлению интереса и любви к трудолюбию, испытанию радости, что он нужен обществу. Ограничение ребёнка в самостоятельных деяниях вызывает психические проблемы. Ребёнок, оторванный от обыкновенного ритма жизни, «теряется» в среде сверстников. Поэтому родители должны стараться, чтобы ограниченный ребенок имел контакты со «здоровыми» детьми.

В случае, если ребёнок идёт в школу, родители играют роль партнёров в процессе воспитания. В процессе исполнения домашнего задания, родители, как важные лица, должны быть знакомы с учебным планом и практическими заданиями, сотрудничать с учителями в процессе воспитания и социального определения. Сотрудничество родителей и школы играет важную роль в процессе социальной адаптации и обучения детей с ограниченными возможностями.

Родители лучше всех знают состояние своего ребёнка и обязаны делиться с учителями с информацией о ребёнке. У всех родителей есть определённые цели в отношении образовательного учреждения, поэтому вместе с ними должен планироваться учебный процесс. Родители дома должны активно работать для выполнения задания и достижения определённой цели. Необходимо, чтобы родители со всей серьёзностью воспринимали и поддерживали учебный процесс, что будет являться предпосылкой развития академических и личностных навыков.

Родители детей с ограниченными возможностями пользуются преимуществом при выборе формы образования для своих детей. Надо отметить, что отношение родителей неоднородное, несмотря на то, что большинство положительно оценивает инклюзивное образование и возможности, которые гарантирует указанная форма обучения.

Таким образом, в воспитании и психосоциальном развитии детей с ограниченными возможностями необходимы настойчивые усилия со стороны родителей. Если родителям никогда не будет «стыдно» из-за своего ребенка, тогда и он не будет считать свои ограничения недостатком, а это будет способствовать формированию полноценной личности.

 

 Обмен знаний и опытом

Инклюзивное образование, ставящее перед собой задачу обеспечения равных возможностей для всех детей, независимо от их особенностей и потребностей, выдвигает партнерство с родителями на первый план. Сотрудничество между психологами, педагогами  и родителями играет ключевую роль в успешной реализации инклюзивных практик, способствуя полноценному развитию каждого ребенка.

Родители - это первые учителя детей, и их знания о своих детях могут быть бесценными для учителей. Постоянный обмен информацией об особенностях, предпочтениях и потребностях ребенка создает благоприятную среду для инклюзивного обучения. Психологи и педагоги  получают ценные подсказки, как лучше адаптировать образовательный процесс, а родители видят, как они могут поддержать обучение дома.

 Совместное разработка образовательных планов

Стратегии и возможности для вовлечения родителей и общин в поддержку инклюзивного образования должны определяться на местном уровне и разрабатываться в рамках существующих программ, извлекая пользу из существующих возможностей и активов.

Партнерство с родителями в инклюзивном образовании предполагает совместное разработку индивидуализированных образовательных планов.

    Родители могут внести ценные предложения о том, какие методики и подходы наилучшим образом соответствуют потребностям и способностям их детей. Это сотрудничество помогает создать более адаптивную и поддерживающую образовательную среду.

      Поддержка родителей в роли соучастников

          Первым шагом для сотрудничества семей со школами является содействие социальной и образовательной атмосфере, где родители и партнеры чувствуют себя желанными, уважаемыми, доверенными, услышанными и нужными.

          Семьи в качестве соучастников в процессе инклюзивного образования: в рамках этого варианта роль родителей подчеркивается в поддержке включения в семье и обучения и развития детей у себя дома. Основная цель заключается в том, что семьи и общины должны укрепить опыт инклюзивного обучения.

        Родители являются неотъемлемой частью команды, работающей над успехом ребенка в инклюзивной среде. Психологи и педагоги  должны поддерживать родителей в их роли соучастников в образовательном процессе. Регулярные встречи, тренинги и семинары помогают родителям лучше понимать, как поддерживать обучение своих детей дома и вносить свой вклад в учебные планы.

 Разрешение вопросов и преодоление препятствий

      Совместные усилия психологов, педагогов  и родителей направлены на преодоление препятствий, с которыми сталкиваются дети в инклюзивной среде. Обсуждение и решение вопросов в сотрудничестве с родителями помогает создать условия, при которых каждый ребенок может чувствовать себя принятым и поддержанным.

 Развитие доверия и понимания

      Партнерство с родителями строится на взаимном доверии и понимании. Психологи и педагоги  , внимательно слушая родителей и учитывая их обратную связь, создают благоприятные условия для развития партнерства. Родители, в свою очередь, видят, что их мнение уважается и принимается во внимание.

В контексте инклюзивного образования партнерство с родителями – это неотъемлемый элемент успешного обучения. Совместные усилия психологов, педагогов и родителей направлены на обеспечение каждому ребенку возможности максимально раскрыть свой потенциал. Работая вместе, школы и родители создают среду, где каждый ребенок может чувствовать себя важным и уникальным, а инклюзивное образование становится реальностью, а не идеалом.

 

       Суть инклюзивного образования заключается в том, что не дети созданы для школы, а школа создана для детей, т. е. школа должна учитывать потребности детей, а не дети должны подходить под те или иные рамки, которые установила школа.

Инклюзивное образование базируется на восьми принципах:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Основополагающий принцип инклюзивного образования – все люди должны иметь возможность учиться вместе, независимо от каких-либо трудностей, имеющихся на этом пути, или различий в способности к обучению, которые они могут иметь.

В работе психолога и педагога по установлению контактов с семьей необходимо учитывать следующие моменты:

 - в основе совместной деятельности школы с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение роли родителей;

- доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании;

 - педагогический такт, недопустимость грубого вмешательства в жизнь семьи;

- опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания.

Просвещение родителей занимает важное место в работе школы. Оно осуществляется через,

  • участие родителей в родительских собраниях,
  • индивидуальных и групповых консультациях,
  • оформлении стендов.

 Эти формы педагогического просвещения помогают формировать толерантное отношение к детям с с особыми образовательными потребностями, правильно организовать общение с ними. Одновременно, просвещение родителей учащихся с с особыми образовательными потребностями проходит также через индивидуальное и групповое консультирование, родительские собрания и др. Разница лишь в том, что вся работа с родителями, воспитывающими детей с с особыми образовательными потребностями, направлена на преодоление их социальной беспомощности. Цели данной работы возможно реализовать посредством повышения педагогической компетентности, обучения навыкам взаимодействия и общения со своим ребенком, совместно выполняемых заданий, а также посредством общения с другими родителями в рамках групповой работы. Благодаря этому родители принимают на себя и увереннее несут ответственность за воспитание и развитие своего ребенка.

Соответственно, при организации работы школы с семьей  необходимо

  • вовлекать родителей в образовательный процесс в качестве активных участников через их обучения приемам взаимодействия с детьми, организации совместной деятельности;
  • содействовать изменению родительской позиции и вооружению родителей позитивными способами коммуникации;
  • способствовать формированию у родителей воспитательной компетентности посредством обогащения их педагогических и дефектологических знаний;
  • создавать условия для взаимодействия родителей друг с другом с целью расширения социального пространства семей.

Таким образом, семьям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, требуется целенаправленная профессиональная помощь. 

В условиях инклюзивного образования необходимо

  • вести работу по формированию у родителей активной жизненной позиции в преодолении сложностей развития ребёнка и общении с ним; повышать правовую, педагогическую компетентность родителей; организовывать совместную деятельность школы и родителей по укреплению здоровья детей;
  • способствовать оптимизации отношений между семьей, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями и социумом.

 Только продуктивное взаимодействие школы и семьи будет способствовать восстановлению психофизического и социального статуса ребенка с особыми образовательными потребностями, достижению  им материальной независимости и социальной адаптации.

Очень важно понять:

при создании инклюзивных школ, школ нового типа, дети привыкают к тому, что мир – разнообразен, что люди в нем – разные, что каждый человек имеет право на жизнь, воспитание, обучение, развитие.

;