Yangiliklar

Игра «Ассоциация»

Цель игры: выявить истинное отношение школьников к разным профессиям и, по возможности, подкорректировать это отношение.

         Условия проведения игры. Участвует весь класс (учащиеся 9-11 классов). Время на первое проигрывание – 15 минут, последующие проигрывания – по 5-7 минут. Для игры необходима классная доска.

Процедура проведения игры. Игра начинается без явно выраженного подготовительного этапа (вхождение в игру осуществляется на первых 2-х этапах).

 

         1 этап. Объявляется название игры и по желанию выбираются 3 главных игрока.

         2 этап. Объявляются условие игры:

Инструкция: Сейчас 3 человека выйдут из класса, а класс загадает какую-либо профессию. Потом 3 человека войдут и попробуют угадать ее с помощью ассоциативных вопросов. Например: «Какого цвета эта профессия?», «На какую мебель похожа?» и т.д.

         Целесообразно потренироваться на одном примере. Взять для разбора профессию «врач-терапевт» и показать, что цвет этой профессии скорее всего белый, запах – что-то связанное со спиртом, мебель – стеклянный шкаф или кушетка.

         3 этап. Далее ведущий дает инструкцию отгадывающим: «Каждый из вас может задать только по 2 таких вопроса. Сейчас вы выйдете в коридор и в течении 2-3 минут продумаете свои вопросы. Когда будете задавать вопросы, конкретно указывайте, кому именно вы их задаете. После этого каждый из вас будет иметь по одной попытке угадать профессию».

         4 этап. 2-3 человека выходят из класса. Класс быстро загадывает профессию, а ведущий предупреждает всех, что спросить могут каждого, поэтому надо быть готовым к правильным, но не наводящим ответам.

         5 этап. Ведущий приглашает отгадывающих, которые по очереди задают вопросы классу. Сам ведущий кратко записывает на доске вопросы – ответы, следит за тем, чтобы вопросы задавались конкретным учащимся, а не всему классу, следит за динамикой игры.

         6 этап. Когда все вопросы и ответы произнесены (и записаны на доске) ведущий предлагает в течение одной минуты обдумать трем отгадывающим свои ответы. В этот момент ведущий предлагает классу посмотреть на доску и молча подумать, чьи ответы на ассоциативные вопросы были не очень удачными.

         7 этап. Отгадывающие называют свои варианты ответов. Эти ответы могут не совсем совпадать с угаданной профессией, например, загадана профессия «военный летчик», а ответы такие: «космонавт», «милиционер», «автогонщик». Как видно, «военный летчик» и «космонавт» довольно близки. Право определить, отгадали школьники профессию или нет, должно быть предоставлено классу. Однако окончательно этот вопрос решается после обсуждения. Загаданная профессия, естественно, называется.

         Обсуждение игры. Отдельно обсуждается правильность каждого ответа на ассоциативный вопрос. Если класс не согласен с ответом, можно попросить ученика, давшего такой ответ, дать объяснение: нередко эти объяснения бывают разумными. Например, в одной игре была загадана профессия «милиционер», на вопрос «какого цвета профессия?» был дан ответ: «черно-белая». Оказалось, что школьник имел в виду милицейский жезл. При выявлении неудачных ответов классу предлагается тут же придумать ответы, более соответствующие загаданной профессии; участвовать в этом может и ведущий, корректируя таким образом представления учеников о профессии. У отгадывающих можно спросить также, какие ответы лучше всего помогли им, а какие, наоборот, ввели в заблуждение. После корректировки ответов можно уточнить, кто же выиграл.

         Диагностические возможности игры. Игра позволяет выявить эмоциональное отношение к разным профессиям, и, поскольку роль этого отношения сильно влияет на выбор профессии, ведущий получает довольно важную информацию о классе в целом и об отдельных учащихся, так как за один урок в игре могут принять активное участие многие школьники.

Вариант - Профориентационная игра «Ассоциации» ( без записей на доске)

 

1. Выбираются 2-3 главных игрока (любые желающие).

2. Зачитывается инструкция: «Сейчас 3 человека выйдут из комнаты, а оставшиеся загадают какую-либо профессию. После этого, главные игроки войдут в помещение и попробуют отгадать профессию с помощью ассоциативных вопросов. Каждый из отгадывающих может задать по два вопроса какому-то конкретному игроку. Отвечающий должен дать ответ, соответствующий действительности, но не слишком наводящий».

3.Примеры ассоциативных вопросов, которые могут задать главные игроки:

- Какого цвета эта профессия?

- Какой запах напоминает?

- Какая мебель используется?

- Какие чувства преобладают в этой профессии?

- Какое у нее настроение?

- С чем или с кем приходится взаимодействовать представителю данной профессии?

- Что он держит в руках, выполняя эту работу?

- Какие качества необходимо иметь для того, чтобы успешно с ней справляться?

         Главным игрокам дается время на размышление (около 1 минуты), после чего они должны назвать свои варианты.

         Затем идет обсуждение и вынесение решения о правильности названных вариантов (они могут быть близки к истине и иметь неоднозначное решение в соответствии с полученными ответами).

 

Начало формы

Упражнение «В детстве я хотел быть...» Цель: Формирование в группе доверительных отношений, пробуждение интереса к теме профессионального самоопределения. Время проведения: 15-30 мин.

Ход упражнения: Каждому участнику предлагается в течение трех минут написать на анонимной карточке, кем он хотел быть в детстве и почему. Затем карточки сдаются ведущему, который их перемешивает и раздает участникам в случайном порядке. Каждый должен «вжиться» в образ неизвестного автора, зачитать написанное, предположить, изменилось ли это желание сейчас, когда человек повзрослел, и если изменилось, то почему? Остальные участники внимательно слушают, задают вопросы.

;