Yangiliklar

Если ученики не могут сосредоточиться, возможно, проблема вовсе не в них

Причиной могут стать отвлекающие факторы вокруг. Учёные пересматривают подходы к пониманию того, как работает исполнительная функция мозга.

Умение контролировать своё поведение — так называемая исполнительная функция — может зависеть не только от работы мозга. Новая теория предполагает, что оно развивается под влиянием многих внешних факторов. Эту идею описали исследователи из Университета штата Вашингтон (США). Работа опубликована в издании Perspectives on Psychological Science.

Учёные объяснили, что раньше всегда господствовала идея о том, что исполнительная функция включает в себя три составляющие:

  • рабочую память;
  • тормозной контроль, то есть способность остановить себя от какого-то порыва;
  • когнитивную гибкость, позволяющую переходить от одного вида деятельности к другому.

Авторы исследования поставили эту гипотезу под сомнение. По их мнению, в таком случае эти три умения можно было бы тренировать, а затем легко применять. Однако, по их словам, так это не работает.

Предположение учёных опирается на теорию динамических систем — это термин, который возник в своё время в математике и физике. Она используется для описания сложных явлений, в которых прослеживается некая организация процесса, — сюда можно отнести, например, образование облаков или полёт птиц.

Исследователи попытались применить эту теорию к работе исполнительной функции человека, которая играет важную роль как в учебном процессе, так и в социальных отношениях детей. По мнению специалистов, на самом деле поведение зависит от сигналов окружающей среды. Проще говоря, речь об отвлекающих раздражителях.

Например, в классе это могут быть яркие украшения или плакаты на стенах, необычное расположение парт, красочные тетради у одноклассников и прочее. Устранение таких факторов может помочь детям лучше контролировать поведение. Кроме того, на исполнительную функцию негативно влияют дефицит сна и голод.

Так что если ваши ученики часто отвлекаются на уроках и плохо себя ведут, возможно, проблема не в них, а в том, что вокруг них слишком много отвлекающих факторов.

;